?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кооператоры XXI века

Началась работа «Первого всероссийского съезда сельских кооперативов». Ковровская делегация – два председателя кредитных кооперативов и журналист. Я представляю интересы СКПК «Петр Столыпин». Чтобы не опаздывать, мы приехали вчера на «Сапсане» (с «ветерком» и комфортом) и остановились в отеле «Park inn». На вокзале питерские добрые таксисты с ходу просили 3 тысячи, но в конце концов довезли за 800 рублей. Отель неплохой и относительно недорогой, но ужинать в местном ресторане не советую: здешние повара просто переводят продукты. Качеством приготовления пищи остались недовольны все трое, причем заказывали разные блюда. Кофе вообще пить нельзя. Заказал себе капучино и не смог сделать даже глоток. Вообще не пахнет кофе, просто термоядерная смесь какая-то.
_DSC0241

Как ни странно, завтрак довольно сносный и кофе процентов на сорок настоящий. Почему-то вспоминается Китай, где в отелях фантастический уровень сервиса, да и питание на высоте. Даже такая мелочь: в любом номере в Китае есть все, что нужно чтобы привести одежду и обувь в порядок, здесь же в коридоре на весь этаж одна доска и утюг. В результате, стоят в очереди бедные делегаты «исторического съезда» и ждут.
_DSC0234

Сегодняшний день был посвящен обсуждениям всех видов кооперации в рамках четырех круглых столов. Наш круглый стол имел довольно замысловатое название - «Кредитная кооперация как инструмент доступа сельского населения к финансовым ресурсам». Весь день я записывал все, что говорили выступающие, пытаясь найти для себя рациональное зерно. Того, что я не знаю о кооперации, новые идеи. И вот сижу теперь, перелистываю записи. И… не вижу ничего стоящего.
_DSC0237

Короче, плохи дела. Деньги у государства есть, а у сельского хозяйства их нет. Кредиты дают селянам под жуткие проценты, потому что приходится искать деньги на свободных финансовых рынках, конкурируя с банками. Некоторые председатели кредитных кооперативов сообщали, что в период кризиса привлекали деньги под 36 процентов годовых, чтобы продолжать свою деятельность. А давали под 40 и более процентов. Потом удивляются, что крестьяне не могут вернуть займы. Какую надо иметь прибыль, чтобы обработать такие проценты? Сельское хозяйство – не игорный бизнес. В других странах это понимают и получают прямую помощь от государства. Например, в Турции крестьяне имеют доступ к долгосрочным кредитам под нулевую процентную ставку, если развивают приоритетные направления.

Россельхозбанк в последние годы изменил политику и больше не помогает кредитным сельхозкооперативам. Региональные власти тоже не могут оказывать помощь кредитной кооперации, потому что не имеют свободных средств (регионы-доноры можно пересчитать по пальцам). Вся система поддержки построена на софинансировании региональных и федеральных бюджетов. И если нет денег в региональном бюджете, то и федеральный не даст ни копейки. Местным властям вообще на все наплевать, поскольку они ни за что и так не отвечают.

Представитель Бурятии прямо заявил: «Не будет никакого фермерского движения, потому что нет у нас Петра Столыпина».

И все же кооператоры просят у государства помощи. Представитель Саратова: «Не ставьте крест на кредитной кооперации».

Ощущение от этого обсуждения такое, что бывший министр Е.Б.Скрынник передала нынешнему министру Н.В.Федорову сельское хозяйство в таком катастрофическом состоянии, что если в ближайшее время не будут предприняты правильные, выверенные и решительные шаги по его восстановлению, то на селе скоро уже некому и помогать будет. И работать не с кем. Об этом тоже говорили многие.

К сожалению, для выхода из ситуации практически не было предложено ничего нового. Ни чиновниками, ни селянами, ни экспертами. На дворе 21 век, а в выступлениях ни разу не прозвучали такие слова, как интернет, инновации, бизнес-формат, франчайзинг, экологическое земледелие, органические продукты. Говорили о проблемах сбыта, но никто не поставил задачи квотирования производства, продвижения такого продукта, как фермерская корзина и т.д. Не говорили о том, что пора создавать кластеры экофермеров, формировать современную логистику для продвижения продукта. Ни слова не было сказано о том, что сельское хозяйство обладает несметными туристскими ресурсами, которые необходимо вовлекать в оборот, организуя «зелёный» сельский туризм, способный привлечь огромные денежные ресурсы и оживить среду обитания на селе.

А в это время потребители в городах не могут купить фермерские органические продукты в магазинах. Нам нужны новые, сильные кооперативные бренды, кооперативные сети и такие программы, как «Накормить город, поднять село» и «Твой персональный фермер».

Вывод прост: модель развития сельского хозяйства должна быть другой. Нельзя решать новые задачи старыми методами. Выработать новую модель в рамках данного съезда не удастся. Для решения этой глобальной задачи требуется создать специальную платформу на базе интернета, которая бы позволила привлечь в режиме он-лайн всех специалистов, ученых и практиков, чиновников и хозяйственников к живому творческому процессу, целью которого и должна быть современная стратегия развития сельского хозяйства в целом, и кредитной кооперации в частности. Вот только хватит ли политической воли у нового руководства пойти на изменение модели? Надеюсь, завтрашний день даст ответ на этот вопрос.

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
jm_marvius
Mar. 21st, 2013 07:48 pm (UTC)
Если государство не снизит процентную ставку до разумных 4-5% годовых, производство окончательно развалится. А пока помогают лишь банкам, которые откровенно грабят производителей, значит, и перспектив массового подъема нет. Для подъема сельского хозяйства нужны и новые технологии, и новые люди. Но приток свежих сил ограничен правилом: "Никто не может получить кредит, если не показал, что прекрасно справляется и без кредита". То есть, "Мы возможно, и нальем Вам воду в бассейн, но сначала покажите, что умеете плавать".

Edited at 2013-03-21 07:50 pm (UTC)
konin_ss
Mar. 22nd, 2013 06:53 pm (UTC)
Согласен, слишком много посредников...
m4xs
Mar. 21st, 2013 09:58 pm (UTC)
Так ведь одним из условий вступления в ВТО было "убийство" собственной свиноводческой отрасли и не поддерживание государством своего собственного сельского хозяйства, чего собственно мы сейчас и наблюдаем. Европа производит огромное количество не шибко качественной сельхозпродукции и для поддержания экономики всё это нужно куда то сбывать...
konin_ss
Mar. 22nd, 2013 06:54 pm (UTC)
Тут я уверен, не все так просто. Мы должны производить органические продукты на основе экологического земледелия. Перестать травить своих граждан, тогда и европейцы захотят вкусной и здоровой пищи.
kav_67
Mar. 22nd, 2013 04:57 am (UTC)
Нужен новый Столыпин! Реформировать такую инертную отрасль и превратить ее в современную инновационную производительную силу - это весьма не легкий труд.
konin_ss
Mar. 23rd, 2013 05:48 am (UTC)
Столыпинские методы уже работать не будут. Современный подход заключается в другом: надо создавать российский совет по развитию кооперации, как центр создания современных бизнес-форматов.
poplavok25
Mar. 22nd, 2013 05:04 am (UTC)
Что банки, что кредитные кооперативы, кредит уют сельское хозяйство под коммерческий процент. Субсидированное процентной ставки не решает проблемы. Действительно необходимо переходить к квотированию производства с одновременным переходом на экопродукты, которые уже сейчас востребованы и спрос на них растет. А государству необходимо разработать систему дотаций хозяйств вставших на путь экологического земледелия
mashina_s
Mar. 22nd, 2013 06:42 am (UTC)
"Нужен Петр Столыпин" - целый нацпроект для кооператоров, фермеров и села в целом
emonna
Mar. 22nd, 2013 08:23 am (UTC)
А сам съезд где проходит? В Питере. Хорошо еще не в Париже или Майами! Очередная "галочка"! Поближе к селянам надо проводить съезды! Для возрождения сельского хозяйства у нас в стране есть все - земли, люди, деньги,опыт и знания, нет самого главного - желания "чинуш"!
kolumus
Mar. 22nd, 2013 04:33 pm (UTC)
Будет ли подготовлено делегатами съезда обращение к Президенту и Правительству РФ с отчётливо изложенными предложениями и требованиями по развитию сельскохозяйственной отрасли в России?
emonna
Mar. 23rd, 2013 09:20 am (UTC)
Вот приедут наши делегаты и спросим!
iskorka1990
Mar. 22nd, 2013 05:06 pm (UTC)
Да, печально... Если государство не примет грамотных мер для развития сельского хозяйства, то похоже, что скоро оно придет в полный упадок.

Edited at 2013-03-22 05:06 pm (UTC)
m4xs
Mar. 22nd, 2013 08:21 pm (UTC)
Согласен что всё не просто так... А вот то, что мы должны... А что в таком случае зависит от нас, если соперник в этой игре - фактически государственная машина со всеми её возможностями и безграничными рычагами воздействия. Просто перестать травить народ не дадут - такова правда и модель ведения западного бизнеса на которую перешли абсолютно все. Без глобального толчка переход не возможен... Европейцы, не все поголовно, конечно, уже пользуются вкусной и здоровой пищей, но только те, кто в состоянии её оплатить. В Европе сейчас настоящий бум на всё что имеет приставку эко или био. И вряд ли нас пустят осваивать этот рынок...
konin_ss
Mar. 23rd, 2013 05:52 am (UTC)
Надо работать на потребителя, потому что на рынке спрос формирует предложение. А тренд на экологию сформировался очень четкий. Инструмент - инновации, новые бизнес-форматы и модели.
m4xs
Mar. 23rd, 2013 06:36 am (UTC)
Полстраны бы работало на это если было бы реальное адресное финансирование, без существующих "прокладок". Вы реально много знаете фермеров которые могут себе позволить построить био-вегетарий? Всё у нас упирается в финансы...
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

konin_ss
konin_ss

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner